Конкуренция в рыночной сфере АПК

1 Понятие «Конкуренция»

В данной статье рассматриваются экономические формы и методы конкуренции в рыночной сфере АПК.

Благодаря конкуренции происходит развитие деятельности организаций и предприятий. Под ней понимается форма соперничества фирм со сходным товаром, которая обусловлена суверенным правом каждого из них на реализацию своего рыночного потенциала.

Различные точки зрения ученых-экономистов к понятию «конкуренция» представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Понятие «Конкуренция»

Автор Определение
Г.Л. Азоев процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта
А. А. Амбарцумов, Ф. Ф. Стрельников соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров
И. А. Спиридонов экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли
Б.А. Райзберг состязание между любыми экономическими, рыночными субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод
Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Таким образом, конкуренция – это процесс соперничества хозяйствующих субъектов с целью создания лучших условия сбыта своей продукции или услуги потребителю. Зная своих конкурентов и их сильные и слабые стороны деятельности, можно получить выгоды в конкурентной борьбе.

2 Экономические формы и методы конкуренции.

Далее рассмотрим экономические формы и методы конкуренции. Формы конкуренции представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Формы конкуренции
Рисунок 1 — Формы конкуренции

В зависимости от методов реализации конкуренции различают:

– ценовая конкуренция – это соперничество организаций за свою долю на рынке при помощи маневренностями цены за продукцию или услугу без изменения ее ассортимента и качества;

– неценовая конкуренция предполагает изменение свойств и качества продукции или услуги, реализацию эффективных методов сбыта (реклама, организация выставок, ярмарок и прочее).

Данные экономические формы и методы конкуренции часто используются в сфере АПК.

В зависимости от отраслевой принадлежности конкуренция подразделяется на:

– внутриотраслевую. Соперничество между хозяйствующими субъектами, занятыми производством и реализацией одинаковой продукции, то есть относящимися к одной отрасли.

– межотраслевую. Соперничество между хозяйствующими субъектами различных отраслей. Так, отток капитала из отраслей с низкой нормой прибыли приводит к их сокращению, в результате чего предложение товара данной отрасли на рынке уменьшается. При прежних размерах спроса это приведет к тому, что цены повысятся, а, следовательно, увеличится и норма прибыли. В сфере АПК примером может являться то, что в 90-х гг. в России произошел перелив капитала из животноводства в растениеводство, как более рентабельную отрасль.

Таким образом, «внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, а межотраслевая конкуренция способствует распределению производственных ресурсов между отраслями в зависимости от их общественной значимости и обеспечивает тем самым структурную перестройку аграрной экономики» [8].

В зависимости от количества соперников, характера конъюнктуры рынка различают совершенную и несовершенную конкуренцию:

– совершенная (чистая) конкуренция – это такая ситуация на рынке, когда большое число компаний продает однородные товары. При этом цены на товары определяются соотношением спроса и предложения.

Такая конкурентная ситуация «в определенной степени присуща рынкам сельскохозяйственной продукции. На этих рынках присутствует большое число независимых продавцов (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства), предлагающих стандартизированные товары (пшеницу, картофель, сахарную свеклу и т. д.), цены на которые определяются соотношением спроса и предложения. Поскольку отдельные сельскохозяйственные товаропроизводители не могут воздействовать на цены, они могут увеличить размер прибыли в основном путем снижения себестоимости продукции» [5];

– несовершенная конкуренция – эта такая ситуация на рынке, в которой структура рынка не соответствует условиям для существования совершенной конкуренции. Она зачастую связана с ограничением свободы бизнеса. Для нее характерно сильное влияние одного товаропроизводителя и группы товаропроизводителей на конъюнктуру рынка, наличие барьеров для проникновения на рынок новых предпринимателей.

3 Типы несовершенной конкуренции

В экономической теории существует несколько типов несовершенной конкуренции (рисунок 2).

Рисунок 2 – Типы несовершенной конкуренции
Рисунок 2 – Типы несовершенной конкуренции

1) Монополия – тип рыночной структуры, в которой отсутствует конкуренция. Иначе говоря, господство на рынке единственной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену. Барьеры для вступления на рынок других предприятий практически непреодолимы.

Признаки чистой монополии:

– у организации есть патент на уникальную продукцию или на технологический процесс;

– организация получила права на франшизу или лицензию исключительного производителя или продавца в данной географической местности;

– организация владеет или контролирует поставки исключительного сырья;

– организация предлагает продукцию, которую потребители предпочтут продукции всех остальных предприятий.

В АПК к монополии в некоторой степени можно отнести АО «Русский сахар», которое почти полностью контролирует производство сахара в России.

2) Олигополия – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой господствует очень малое количество фирм.

Олигополия характеризуется следующими признаками:

  • присутствие малого числа конкурентов – крупных предприятий;
  • наличие взаимозависимости предприятий в принятии решений о ценовой политике на свою продукцию;
  • доступ на рынок новых товаропроизводителей связан с большими трудностями;
  • выпускаемая продукция может быть, как стандартизирована, так и дифференцирована.

Главным барьером для проникновения на рынок новых участников являются величина стартового капитала, а также контроль олигополистов над новейшей техникой и технологией производства в данной отрасли [7].

Олигополия может быть достигнута также путем экономических соглашений между предприятиями, за счет создания ассоциаций, финансово-промышленных групп, холдингов, агрофирм, действующих на рынке как единое целое.

В АПК России происходит интенсивный процесс организации таких формирований, что соответствует условиям олигополии. Например, холдинг «Стойленская нива», «Подсолнечное масло» и др.

3) Монополистическая конкуренция представляет собой ситуацию на рынке, характеризующую наличие сравнительно большого числа предпринимателей, которые производят дифференцированный продукт и сравнительно свободное вхождение на рынок.

В данной ситуации фирмы-производители делают упор на дифференциацию продукции, уникальности свойств продукта. В итоге у отдельных групп покупателей возникает приверженность к продукции одного конкретного производителя. Фирма, производя уникальный товара, получает ограниченную монополию и, следовательно, ограниченное влияние на цену [7]. В АПК монополистическая конкуренция характерна для рынка готовых продовольственных товаров (например, рынок молочной продукции).

4)  Монопсония – ситуация на рынке, когда единственный покупатель сотрудничает с множеством продавцов, при этом диктуя им цену и объем продаж.

5) Олигопсония – ситуация на рынке, когда небольшое число фирм закупает весь рыночный объем предложения определенного производственного ресурса. Она противоположна монополии. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
  2. Алещенко, В. В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В.В. Алещенко. – М: Изд –во «Экономика», 2011. – 259 с.
  3. Девяткин, Е. А. Теория и практика конкуренции / Е.А. Девяткин.- М: Изд-во «Экономика», 2010. – 237 с.
  4. Лапова, Ю. С. Повышение конкурентоспособности продукции в АПК. Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А.Столыпина Институт Экономики и Финансов. – С. 9.
  5. Минаков И. А., Солопов В. А. Особенности конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия // Минаков И. А., Солопов В. А. – Мичуринск: ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, 2016. – №3 – С. 98 – 104.
  6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд, исправл. – М.: Инфа-М, 1998. С. 280.
  7. Харитонов, В. К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике\ Вопросы экономики №2. 2002. – С. 23-26
  8. Юданов, А. Ю. Конкуренция. Теория и практика, 2003. – 304 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *