Центр финансовой ответственности (ЦФО) и его типы

Введение

В статье рассмотрена роль ЦФО в бизнес-процессах организации, а также типы ЦФО. С целью оптимального распределения ресурсов организации во времени в управленческом учете используют систему бюджетирования, то есть, в самом узком смысле, систему планирования доходов и расходов организации.

Более подробно система бюджетирования рассмотрена в статье.

Для создания системы бюджетирования руководителям организации необходимо четко представлять свои центры доходов и расходов, поскольку каждое структурное подразделение вносит определенный вклад в конечный финансовый результат (прибыль) организации.

Процесс бюджетирования строится на делегировании финансовой ответственности, в связи с этим переход к управлению организацией по ЦФО несет достаточно очевидные преимущества, а именно, становится понятным и прозрачным процесс управления ресурсами организации, руководители видят конкретно откуда и в каком объеме формируются доходы и расходы организации, на основании этого приходит понимание как управлять доходами и расходами, а также прибылью.     

1 Что такое ЦФО?

Под центром финансовой ответственности (далее ЦФО) понимается структурное подразделение (отдел, сотрудник – в зависимости от масштабов организации), которое отвечает за достижение целевых финансовых показателей, а его конечная цель – оптимизация прибыли, то есть способности оказывать влияние на прибыль организации благодаря управлению доходами и расходами.

В настоящее время, выделяют четыре ключевых финансовых показателя, за которые отвечают ЦФО:

  • выручка (доход) за отчетный период (месяц, квартал, год);
  • расходы за отчетный период;
  • прибыль за отчетный период;
  • рентабельность активов (ROA – Return on Assets) (отношение прибыли к стоимости активов).

2 Типы ЦФО

В экономической литературе выделяют следующие типы ЦФО, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 — Типы ЦФО
  • Центр доходов – структурное подразделение (сотрудник / отдел / департамент / блок, в зависимости от масштабов предприятия), руководитель которого отвечает за рост доходов от продаж. В данный центр могут быть включены отдел продаж, отдел маркетинга, то есть отделы, которые связаны с ценообразованием товаров или услуг в организации. Ключевые функции центра: анализ конкурентоспособности, проведения маркетинговых исследований, продвижение товаров и услуг и т. д., главный инструмент центра – бюджет доходов;
  • Центр расходов (Центр затрат) – структурное подразделение, руководитель которого несет ответственность за выполнение плана расходов (затрат) в рамках утвержденного бюджета расходов. В данный центр могут быть включены производственные цеха основного и вспомогательного производств, сервисные центры и т.д. Подтипами данного центр могут выступать: центр закупок, центр управленческих расходов, центр нормативных затрат, центр инвестиционных затрат и прочие. Главный инструмент центра – бюджет расходов;
  • Центр прибыли (профит центр) – это структурное подразделение, руководитель которого отвечает за максимизацию прибыли. Так, руководитель данного центра ответственен за доход, полученный от реализации готовой продукции (оказания услуг), а также и за расходы, связанные с реализацией продукции или услуги. Ключевым инструментом данного центра выступает Бюджет доходов и расходов (БДР). Подробнее БДР рассмотрено в статье. Подтипом данного центра является центр маржинального дохода;
  • Центр инвестиций (венчур-центр) – это структурные подразделения, руководитель которого отвечает за разработку и внедрение новых продуктов и услуг, улучшение технологического процесса производства, капитальное строительство, а также за поиск и привлечение инвестиций и т.д. Основная цель центра – достижение высоких показателей рентабельности вложенного капитала. Подробнее о рентабельности и ее видах можно прочитать в статье. В данный центр могут быть включены департамент / отдел инвестиций, отдел разработок, отдел инновационного развития и т.д. Ключевым инструментом данного центра выступает Бюджет инвестиций, а также Прогнозный баланс.

3 Роль ЦФО в структуре организации

В данном разделе статьи проведена дифференциация категорий «организационная структура» и «финансовая структура организации».

Организационная структура организации – это взаимосвязанный комплекс структурных подразделений организации, в рамках которого осуществляется делегирование задач и функций в процессе производства.

Финансовая структура организации — иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты.

Таким образом, ключевым отличием организационной структуры от финансовой структуры является то, что в организационной структуре за каждым структурным подразделением качественно закреплен конкретный функционал. Например, отдел продаж отвечает за рост продаж, отдел по управлению персоналом отвечает за подбор, адаптацию, обучение и развитие персонала.

В финансовой структуре за каждым структурным подразделением закреплены определенные финансовые показатели. Например, отдел продаж обязан обеспечить определенный уровень продаж, отдел по управлению персоналом обязан обеспечить определенный уровень расходов на управление персоналом.

Принципами разработки финансовой структуры на основе организационной являются:

  1. Один к одному – ЦФО формируется из одного подразделения (например, Департамент продаж является Центром доходов);
  2. Один ко многим – ЦФО формируется путем объединения нескольких подразделений в один ЦФО (например, Технический блок, Блок по управлению персоналом, Административный блок – Центр по расходам);
  3. Многие к одному – ЦФО формируется путем выделения из одного подразделения нескольких ЦФО (например, Департамент маркетинга – Центр по доходам корпоративного сегмента, Центр по доходам массового сегмента).

Резюмируя все выше изложенное, можно отметить, что организация управленческого учета по ЦФО способствует:

  • более эффективной оценке финансовых результатов каждого структурного подразделения;
  • позволяет управлять доходами, расходами, прибылью как отдельного структурного подразделения, так и организации в целом;
  • позволяет находить резервы для оптимизации и развития каждого структурного подразделения и организации, в целом.

Список источников

  1. Шеремет А. Д. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. Изд. 2-е, испр. М.: ФБК-ПРЕСС, 2014. — 512с.
  2. Ильина, А. В. Управленческий учет : учеб. пособие / А.  В.  Ильина, Н. Н. Илышева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 180 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *