Понятие «запасы» и логистическая методология управления ими

Введение

Запасы являются частью оборотных средств почти любого предприятия, в особенности, сферы торговли. Поэтому, их недостаток на складе может негативно отразится на финансовых показателях и повлечь за собой потерю части дохода, ухудшение   своего имиджа, потерю потенциальных и реальных клиентов и так далее.

1 Что такое запасы?

Запасы являются важной составляющей обеспечения материальными ресурсами любого торгового предприятия.

Под ними понимается активы организации, которые используют:

  • в качестве сырья при производстве готовой продукции;
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • для продажи (готовая продукция и товары);
  • для управленческих нужд.

В таблице 1 представлены различные точки зрения авторов категории «материальный запас».

Таблица 1 – Анализ различных точки зрения ученых-экономистов категории «материальный запас»

Автор Определение
А. М. Гаджинский «Материальные запасы – это материальная продукция, ожидающая вступления:
−    в процесс производственного потребления;
−    в процесс продажи;
− в процесс личного потребления» [3, c.317]
А. Н. Стерлигова«Запас – это то, что приготовлено, собрано для последующего потребления. Составляющими запаса могут быть информация, финансовые ресурсы или прочие разнообразные ценности. Запасы в логистике составляют товарно-материальные ценности» [9, с. 7]
П. П. Крылатков«Запас – это фрагмент материального потока, хранимый в заданном месте с определенной целью» [8, c. 7]
Н. К. Горяев«Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления» [5, с. 31]
Г. М. Грейз«Запасы – это форма существования материального потока, который лишен подвижности» [6, c.6]

Отметим, что для торговой организации материальные запасы – это товары, которые ожидают процесс продажи.

Причинами, по которым организации идут на создание запасов являются:

  • непрерывность процесса потребления. Продажи товаров в торговой точке непрерывны, в связи с этим создаются запасы;
  • сезонность производства. Так, некоторые товары производятся сезонно, но могут потребоваться потребителям в течение года;
  • сезонность спроса. По некоторым видам товаров в определенный период года возникает «пиковый спрос», следовательно, к этому следует создать запасы. К примеру, зимние шины, незамерзающая стеклоомывающая жидкость и тому подобное;
  • длительное время транспортировки. Транспортировка товаров требует определённого времени, поэтому в периоде между заказом и поступлением товаров на склад необходимо создавать запасы;
  • партионность производства. Некоторые предприятия производят продукцию крупными партиями (например, подшипники, фильтры, свечи для автомобилей и тому подобное), а потребляются товары потребителями в штучных экземплярах, соответственно, запас в этом случае сглаживает неравномерность производства, распределения и потребления товаров;
  • неравномерность спроса. Торговые организации не могут точно определить сколько купят товара по каждой товарной позиции, в связи с этим вынуждены создавать определенные запасы;
  • колебание сроков поставки товаров. Происходит по причине опозданий при отгрузке или несоблюдении сроков транспортировки [7, c. 195].

Таким образом, у торговых предприятий возникает острая необходимость в определении оптимальной поставки товаров по каждой товарной позиции.

2 Логистические модели управления запасами

Основные логистические модели управления запасами представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные логистические модели управления запасами [4, c. 17]

Управление запасами с фиксированным размером заказа – очередные заказы на восполнение запаса размещается тогда, когда уровень запаса на складе достигает установленных пороговых значений, при этом заказ имеет фиксированный размер и не изменен при любых условиях.

Управление запасами с фиксированным интервалом времени между заказами – очередные заказы на восполнение запаса осуществляются в установленные сроки, через равные промежутки времени, а размер заказов определяется при каждом заказе.

Управление запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня – для предотвращения высокого либо низкого уровня объемов запасов на складе, заказы проводятся не только в установленные сроки, но и при достижении запасом порогового значения.

Управление запасами по минимуму-максимуму и с постоянною пополнения заказов. Данный метод основан на том, что «минимум» – это тот уровень запасов, при котором размещают новый заказ, а «максимум» – уровень запасов, достигнутый в результате выполнения заказа. В случае выдачи размер партии заказа рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желаемого уровня.

Таким образом, важно подчеркнуть, что при построении на предприятии логистической системы управления запасами, она должна проектироваться для непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материальных ресурсов.

При этом необходимо решить следующие задачи:

  • определить текущий уровень запаса на конкретную товарную позицию;
  • определить размер гарантийного запаса;
  • провести расчет размера заказа;
  • определить интервал времени между заказами.

Таким образом, для эффективной деятельности организации ее материальные запасы должны быть оптимальными, в связи с тем, что их излишек может привести к замораживанию средств на длительный срок, снижение их ликвидности, рост затрат на содержание. В свою очередь, недостаток материальных запасов может привести к простоям реализации, снижению числа клиентов, и, как следствие, снижению конкурентных преимуществ.

Список источников

  1. Алексеева, Н.И., Алёхина, Ю.В. Управление товарными запасами предприятия на основе анализа системы показателей [Текст] / Н.И. Алексеева, Ю.В. Алёхина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2019. Т. 1. № 5 (5). С. 56-59.
  2. Веселова А.О. Логистика: учеб. пособие для студ. экон. направлений подготовки (бакалавриат) очной и заочной форм обучения [Текст] / А.О. Веселова, Е.А. Антинескул; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь; 2014.–154 с.
  3. Гаджинский, А. М. Логистика : учебник [Текст] / А. М. Гаджинский. — 21-е изд. — Москва : Дашков и К, 2017. — 420 с.
  4. Герасимов, Б.И. Основы логистики [Текст] / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 40 с.
  5. Горяев, Н.К. Основы логистики: учебное пособие [Текст] / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.
  6. Грейз, Г.М. Управление запасами в логистических системах: методические указания по самостоятельной работе [Текст] / Г.М. Грейз. – Челябинск, 2017. – 50 с.
  7. Левкин, Г. Г. Основы логистики : учебное пособие [Текст] / Г. Г. Левкин. – Москва : Инфра-Инженерия, 2018. – 240 с.
  8. Логистика промышленного предприятия : учебное пособие [Текст] / П.П. Крылатков, Е.Ю. Кузнецова, Г.Г. Кожушко, Т.А. Минеева.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016.— 176 с.
  9. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок. Учебник [Текст] / А. Н. Стерлигова. – Москва : Инфра-М, 2016. – 432 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *