Аллокация расходов в организации (Expense Allocation in the organization)

Введение

Аллокация доходов и расходов по ЦФО, продуктам, клиентам имеет важное значение для организации. Аллокация позволяет увидеть общую картину прибыли организации конкретно по каждому объекту учета, определить их рентабельность, увидеть неоправданные расходы, разработать мероприятия по улучшению финансовых показателей.

1 Категорийно-понятийный аппарат к дефиниции «аллокация расходов»

В общем смысле, аллокация – распределение дефицитных (ограниченных) ресурсов организации (например, финансовых, материальных, трудовых) по объектам учета (например, структурным подразделениям, цехам, бизнес-направлениям, товарам, клиентам).

Применяя данную дефиницию к тематике статьи, можно сказать, что аллокация расходов – распределение раходов по объектам учета организации с целью достоверной оценки себестоимости деятельности организации.

Объект учета затрат – это признак, при помощи которого производится группировка производственных расходов для целей управления себестоимостью.

Объектами учета затрат помогут быть подразделения, бизнес-процессы, бизнес-направления, проекты, продукты, линейки продуктов, клиенты и так далее. Себестоимость объекта учета организации – совокупность всех затрат организации на выпуск продукта, реализации услуги и тому подобное.

И если для привязки расходов к доходам конкретного продукта, проекта (и тому подобное) учет прямые расходов не вызывают особых затруднений, то при учете накладных (косвенных) расходов возникают проблемные вопросы по их наиболее корректному, достоверному и полному распределению по объектам учета деятельности организации.

С видами расходов организации можно ознакомиться в статье.

Кратко поясню, что накладные (косвенные) затраты – это затраты, которое не могут быть напрямую отнесены к реализации проектов, линеек продуктов, услуг, но косвенно связаны с ней. Например, аренда помещения, коммунальные услуги, административно-управленческие расходы и тому подобное.

2 Сущность и значение аллокации расходов

При анализе финансовой деятельности организации важно определить наиболее убыточные и наиболее прибыльные объекты учета (в частности, проекты, продуктовые линейки, бизнес-направления и тому подобное).

В связи с этим ключевые финансовые показатели, в частности, рентабельность объекта учета затрат, его себестоимость, важно анализировать в разрезе объектов учета. Поэтому при оценке ключевых показателей по объекту учета возникает вопрос о корректном распределении расходов, в частности, накладных (косвенных) расходов как наиболее трудно распределяемых.

Таким образом, ключевыми задачами аллокации расходов является:

– корректное распределение расходов, особенно, накладных (косвенных) по конкретным объектам учета;

– оптимизация и эффективное управление себестоимостью конкретного объекта учета;

– понимание и контроль источников расходов.

3 Методы аллокации расходов

Все методы автоматизации аллокации расходов должны отвечать принципам понятности и прозрачности.

Соблюдение данных принципов позволит избежать конфликта интересов между центрами финансовой ответственности при оценке их финансовых результатов.

Так, центрам финансовой ответственности должно быть понятно, какую долю затрат от других подразделений они включают в свою себестоимость.

В организации должны быть определены центры финансовой ответственности (центры затрат, центры прибыли).

Под центром финансовой ответственности понимается структурное подразделение (отдел, сотрудник – в зависимости от масштабов организации), которое отвечает за достижение целевых финансовых показателей, а его конечная цель – оптимизация прибыли, то есть способности оказывать влияние на прибыль организации благодаря управлению доходами и расходами по конкретному объекту учета.

Под центром затрат понимается центр ответственности (отдел, сотрудник), который контролирует только затраты.

Под центром прибыли понимается центр ответственности (отдел, сотрудник), который контролирует доходы и затраты своего подразделения.

Более подробно про центры финансовой ответственности в организации рассмотрено в статье.

Выделяют следующие методы аллокации:

прямой. Данный метод основан на распределении накладных (косвенных) расходов от центров затрат (ЦЗ) только по центрам прибыли (ЦП);

каскадный. Данный метод основан на последовательном распределении по центрам затрат (ЦЗ), при которой накладные (косвенные) расходы нижестоящих центров уже не разносятся на вышестоящие центры. Этот метод применяет следующую очередность накладных (косвенных) расходов:

1) расходы руководящих ЦЗ распределяются после аллокации расходов обслуживающих подразделений;

2) в первую очередь распределяются расходы центров затрат, обслуживающих только другие обслуживающие ЦЗ;

3) среди остальных центров затрат приоритетно распределяются расходы центров, обслуживающих большее количество других подразделений;

4) среди подразделений с равным количеством обслуживаемых ЦФО приоритетом обладают подразделения с большей стоимостью ресурсов;

перекрестный. Данный метод основан на том, что каждый ЦЗ распределяет свои накладные (косвенные) расходы на соответствующие ЦФО.

Таким образом, благодаря аллокации всех видов расходов и привязке их к доходам по объектам учета, можно управлять прибылью организации в целом, и по конкретным объектам учета, в частности; определять рентабельность конкретных объектов учета; принимать, по результатам анализа, соответствующие управленческие решения.

Список источников

  1. Тавасиев А.М, Мехряков В.Д., Ларина О.И. Организация деятельности коммерческих банков. Теория и практика. Учебник. М.: Юрайт. 2014.
  2. Савкин Григорий. Управленческий учет в «RS-DataHouse: Бюджетирование» // RS-CLUB, апрель-июнь 2008 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *