1 Виды торгового посредничества
В розничной торговле торговый посредник – независимый мелкий предприниматель, который приобретает товар в собственность и продает его отдельным покупателям, осуществляет гарантийный и послегарантийный сервис. В данной статье речь пойдет о понятии «дистрибьюция».
В таблице 1 представлены основные типы торговых посредников.
Таблица 1 – Типы торговых посредников по Логиновой Е. Ю.
Торговые посредники первой группы все операции осуществляют за свой счет, представители второй группы – за счет производителя. На практике, распространенный тип среди торгового посредничества – дистрибьютор. Он не является собственником продукции, а по договору приобретает право ее продажи [5]. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки.
В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами (рисунок 2).
Здесь стоит пояснить, что отличительными чертами дистрибьюторов и дилеров являются:
- дилер – это лицо, покупающее товар у дистрибьютора для последующей перепродажи. А дистрибьютор – это лицо, покупающее товар напрямую у изготовителя для последующей продажи дилеру;
- оба работают с оптовым количеством товара. Однако, дилер, купив товар оптом у дистрибьютора, может продавать его в розницу или мелким оптом потребителю;
- задача дистрибьютора – распространение товара на определенной территории, а задача дилера – продать товар;
- дилер является собственником товара (по договору поставки), а дистрибьютор наделяется правом торговать товаром на определенной территории и в течение определенного срока [8].
2 Понятие «дистрибьюция»
Понятие «дистрибьюция» в переводе с английского «distribute» означает «распределять» [6]. В таблице 2 представлены различные подходы к определению дистрибьюции.
Таблица 2 – Подходы к определению понятия «дистрибьюция»
Как видно из таблицы 2, функциональный подход к понятию дистрибьюции выделяют только две функции понятия – хранение и доставка товара.
Процессный подход определяет дистрибьюцию как логистический процесс товародвижения от производителя к конечному потребителю.
Системный подход к определению дистрибьюции рассматривает ее как цельную систему управления, в которую входят логистика, система сбыта товара (распределение, маркетинг, продажный и послепродажный сервис и так далее).
Кроме этого, в отечественной литературе встречаются такие понятия, как «логистика распределения», «дистрибьюция» и «физическое распределение». Эти термины в логистике в основном используются как синонимы. Так, А. М. Гаджинский под логистикой распределения понимает комплекс взаимосвязанных функций, которые реализуются в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями [2].
В Словаре Американского общества производства и управления запасами указано, что физическое распределение – область логистики, составная часть процесса распределения (дистрибьюции), которая включает все логистические операции и функции (перемещение, хранение и управление товарами) в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников [9].
3 Роль дистрибьюции
Ключевая роль дистрибуции связана с оказанием комплекса операций по организации распределения материальных потоков от производителя к конечному покупателю через торговые точки.
Основными функциями дистрибьюции являются:
- организация эффективной транспортировки товара из одной точки в другую;
- организация складов и распределение в них, производимой продукции;
- организация базы данных номенклатуры и ассортимента товара на складе;
- распределение сделанных заказов и создание быстрых грузопереработок;
- оценка затрат на логистическую деятельность;
- снабжение и управление инфраструктурой распределения;
- построение коммуникационной сети [7].
Подводя итог из вышесказанного, отметим, что сущность дистрибуции заключается в комплексной логистической деятельности, которая заключается в продвижении товара от предприятия-изготовителя к конечному потребителю, а также в организации распределения товаров в сегменте, на территории, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аникин, Б. А. Коммерческая логистика [Текст]: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – Москва: Проспект, 2017. – 432 с.
- Гаджинский, А. М. Логистика [Текст]: учебник / А. М. Гаджинский. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 420 с.
- Гордюшина Я.О., Кислинских Ю.В. // Анализ политики складирования распределительного центра [Текст]: материалы научно-практической конференции. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВО «АмГПГУ», 2017. – С. 34 – 56.
- Логинова Е. Ю. Маркетинг [Электронный ресурс] : конспект лекций / Е. Ю. Логинова, М. М. Егорова, И. Г. Швайко. – Режим доступа: http://www.ozon.ru
- Логистика промышленного предприятия : учебное пособие / П. П. Крылатков, Е. Ю. Кузнецова, Г. Г. Кожушко, Т. А. Минеева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 176 с.
- Мюллер, В. К. Полный англо-русский русско-английский словарь [Текст]: 300 000 слов и выражений / В. К. Мюллер. – Москва: Эксмо, 2015. – 1328 с.
- Полонцева, Ф. П. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / Ф. П. Полонцева. – Москва: Инфра-М, 2014. – 224 с.
- Как работает система дистрибуции и как организовать работу по сбыту продуции [Электронный ресурс]: статья на бизнес-портале «Корпоративный менеджмент». – Режим доступа: http://www.cfin.ru.
- APICS Dictionary. 8ht Edition. American Production and Inventory Control Society, Inc. 1995.
- ДИСТРИБЬЮТОРСКИЕ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ) ЦЕНТРЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ // http://umnikus.ru/distributorskie-raspredelitelnie-sentri/