1 Стратегии расположения распределительных центров
Дистрибьюторские (распределительные) центры — место хранения товаров в период их движения от предприятия-производителя до промежуточного или конечного потребителя.
Операциями, проводимыми на распределительных центрах являются:
– прием товаров на складское хранение;
– размещение и пополнение в зоне хранения;
– комплектование клиентских заказов;
– отгрузка укомплектованных заказов
Вспомогательными операциями являются:
– инвентаризация склада;
– работа с браком;
– возвраты и претензионная работа с поставщиками и клиентами.
Ключевыми функциями распределительного центра являются:
– накопление в течение короткого времени продукции от поставщиков;
– оптимальное распределение ее по различным направлениям в торговые точки;
– приемка, хранение и отгрузка продукции, бесперебойное снабжение различных звеньев цепочки поставок.
Кроме того, современные распределительные центры обеспечивают ряд дополнительных функций: таможенное оформление, сертификацию грузов, комплектацию заказов, маркировку, фасовку, упаковку и даже сборку промышленных товаров из хранимых и перемещаемых комплектующих [1].
Принцип работы дистрибьюторского (распределительного) центра представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Принцип работы дистрибьюторского (распределительного) центра
Э. Гувер выделил три принципиальных стратегии расположения распределительных центров: вблизи рынков сбыта; вблизи производства; промежуточное расположение.
Рисунок 2 – Стратегии расположения распределительных центров
При планировании расположения распределительного центра необходимо учитывать такие факторы, как стоимость транспортировки, складские переработки грузов, складирование грузов, оформление заказов и системы управления, уровень обслуживания клиентов.
2 Типы структуры распределительных центров
В соответствии с выбранной стратегией расположения товаропроводящая сеть может быть организована как:
– централизованная структура (с единым крупным распределительным центром). Распределительный центр направляет товары предприятия-производителя конечным или промежуточным потребителям в различные регионы страны (оптовым или мелкооптовым посредникам или непосредственно в розничную торговую сеть). Преимущества: снижение запасов хранения на складе готовой продукции предприятия-производителя. Недостатки: высокие транспортные расходы на доставку товаров многочисленным потребителям;
– децентрализованная структура (с несколькими дистрибьюторские (распределительные) центры). В данной распределительной системе общие материальные запасы и стоимость нескольких распределительных центров будут выше, чем в предыдущей структуре, а стоимость доставки товаров потребителям будет ниже поскольку распределительные центры находятся на территории товарных рынков, вблизи потребителей [3].
3 Основные показатели эффективности распределительного центра
Внедряя логистику любая организация стремится оценить ее фактическую или потенциальную экономическую эффективность. Эффективность функционирования распределительных центров можно оценить с позиции расчета комплекса качественных и количественных показателей [4].
Основными показателями эффективности деятельности дистрибьюторские (распределительные) центры являются: товарооборот, валовый доход, издержки обращения, показатели товарных запасов, торговая надбавка.
Товарооборот – это денежный эквивалент всех проданных товаров на одном предприятии за конкретный период. Товарооборот (скорость товарооборота) характеризуется такими показателями, как число оборотов запасов по формуле (1) и времени обращения товара (2).
n = T / З, (1)
где Т – денежное выражение товарооборота за определенный период;
З – величина товарных запасов.
В = D / n, (2)
где D – количество календарных дней (360 дней);
n – коэффициент оборачиваемости (см. формулу (1)).
Однодневный объем товарооборота рассчитывается по формуле (3):
Тодн = Т / П, (3)
где Т – товарооборот;
П – период за который получен указанный объем товарооборота, дни.
Издержки обращения – это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме. Относительный уровень издержек обращения, который рассчитывается по формуле (4):
где УИО – относительный уровень издержек обращения (%);
ИО – абсолютная сумма издержек обращения за определенный период времени;
Т – товарооборот торгового предприятия за тот же период времени.
Валовой доход в торговле – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение товарооборота над затратами по его приобретению. Он рассчитывается по формуле (5):
ВД = Т * РН / 100%, (5)
где Т – общий товарооборот,
РН – расчетная торговая надбавка.
Расчетная торговая надбавка определяется по формуле (6):
где ТН – торговая надбавка, %.
Относительный уровень валового дохода, рассчитывается по формуле (7):
где УВД – относительный уровень издержек обращения (%);
ВД – валовый доход за определенный период времени;
ТО – товарооборот торгового предприятия за тот же период времени.
Вывод
Подводя итог, отметим ключевые преимуществами распределительных центров:
– эффективная и бесперебойная поставка товара;
– распределительные центры самостоятельно могут заключать договоры с поставщиками, минуя звено дистрибьюторов и дилеров, что естественным образом сказывается на конечной цене товара;
– централизованный контроль над качеством продукции.
Качественно скоординированная система логистики в распределительном центре даёт возможность снизить затраты на каждом этапе от приёма товаров до распределения его по торговым точкам. В связи с этим, инвестиции по оптимизации логистики предприятия повышают рентабельность работы во много раз. И позволяет распределительному центру эффективно и результативно работать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аникин, Б. А. Коммерческая логистика [Текст]: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – Москва: Проспект, 2017. – 432 с.
- Гаджинский, А. М. Логистика [Текст]: учебник / А. М. Гаджинский. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 420 с.
- Мясникова О. В. Распределительная логистика [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / О. В. Мясникова. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 382 с.
- Розина Т. М. Распределительная логистика [Текст]: учебное пособие / Т. М. Розина. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 319 с.
- Основы складской логистики: учебное пособие / Багинова В.В., Николашин В.М., Николаева А.И., Синицына А.С. -М .: МИИТ, 2010. – 86 с.
- ТОРГОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО. ДИСТРИБЬЮЦИЯ // http://umnikus.ru/distribusiya/