ДИСТРИБЬЮТОРСКИЕ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ) ЦЕНТРЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

1 Стратегии расположения распределительных центров

Дистрибьюторские (распределительные) центры — место хранения товаров в период их движения от предприятия-производителя до промежуточного или конечного потребителя.

Операциями, проводимыми на распределительных центрах являются:

– прием товаров на складское хранение;

– размещение и пополнение в зоне хранения;

– комплектование клиентских заказов;

– отгрузка укомплектованных заказов

Вспомогательными операциями являются:

– инвентаризация склада;

– работа с браком;

– возвраты и претензионная работа с поставщиками и клиентами.

Ключевыми функциями распределительного центра являются:

– накопление в течение короткого времени продукции от поставщиков;

– оптимальное распределение ее по различным направлениям в торговые точки;

– приемка, хранение и отгрузка продукции, бесперебойное снабжение различных звеньев цепочки поставок.

Кроме того, современные распределительные центры обеспечивают ряд дополнительных функций: таможенное оформление, сертификацию грузов, комплектацию заказов, маркировку, фасовку, упаковку и даже сборку промышленных товаров из хранимых и перемещаемых комплектующих [1].

Принцип работы дистрибьюторского (распределительного) центра представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Принцип работы дистрибьюторского (распределительного) центра

Э. Гувер выделил три принципиальных стратегии расположения распределительных центров: вблизи рынков сбыта; вблизи производства; промежуточное расположение.

Рисунок 2 – Стратегии расположения распределительных центров

При планировании расположения распределительного центра необходимо учитывать такие факторы, как стоимость транспортировки, складские переработки грузов, складирование грузов, оформление заказов и системы управления, уровень обслуживания клиентов.

2 Типы структуры распределительных центров

В соответствии с выбранной стратегией расположения товаропроводящая сеть может быть организована как:
– централизованная структура (с единым крупным распределительным центром). Распределительный центр направляет товары предприятия-производителя конечным или промежуточным потребителям в различные регионы страны (оптовым или мелкооптовым посредникам или непосредственно в розничную торговую сеть). Преимущества: снижение запасов хранения на складе готовой продукции предприятия-производителя. Недостатки: высокие транспортные расходы на доставку товаров многочисленным потребителям;
– децентрализованная структура (с несколькими дистрибьюторские (распределительные) центры). В данной распределительной системе общие материальные запасы и стоимость нескольких распределительных центров будут выше, чем в предыдущей структуре, а стоимость доставки товаров потребителям будет ниже поскольку распределительные центры находятся на территории товарных рынков, вблизи потребителей [3].

3 Основные показатели эффективности распределительного центра

Внедряя логистику любая организация стремится оценить ее фактическую или потенциальную экономическую эффективность. Эффективность функционирования распределительных центров можно оценить с позиции расчета комплекса качественных и количественных показателей [4].

Основными показателями эффективности деятельности дистрибьюторские (распределительные) центры являются: товарооборот, валовый доход, издержки обращения, показатели товарных запасов, торговая надбавка.

Товарооборот – это денежный эквивалент всех проданных товаров на одном предприятии за конкретный период. Товарооборот (скорость товарооборота) характеризуется такими показателями, как число оборотов запасов по формуле (1) и времени обращения товара (2).

                                                           n = T / З,                                                        (1)

где    Т – денежное выражение товарооборота за определенный период;

          З – величина товарных запасов.

                                               В = D / n,                                                       (2)

где   D – количество календарных дней (360 дней);

        n – коэффициент оборачиваемости (см. формулу (1)).

Однодневный объем товарооборота рассчитывается по формуле (3):

                                              Тодн = Т / П,                                                    (3)

где    Т – товарооборот;

П – период за который получен указанный объем товарооборота, дни.

Издержки обращения – это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме. Относительный уровень издержек обращения, который рассчитывается по формуле (4):

где     УИО – относительный уровень издержек обращения (%);

ИО – абсолютная сумма издержек обращения за определенный период времени;

Т – товарооборот торгового предприятия за тот же период времени.

Валовой доход в торговле – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение товарооборота над затратами по его приобретению. Он рассчитывается по формуле (5):

                                          ВД = Т * РН / 100%,                                          (5)

 где    Т – общий товарооборот,

          РН – расчетная торговая надбавка.

Расчетная торговая надбавка определяется по формуле (6):

где    ТН – торговая надбавка, %.

Относительный уровень валового дохода, рассчитывается по формуле (7):

где     УВД – относительный уровень издержек обращения (%);

ВД – валовый доход за определенный период времени;

ТО – товарооборот торгового предприятия за тот же период времени.

Вывод

Подводя итог, отметим ключевые преимуществами распределительных центров:
– эффективная и бесперебойная поставка товара;
– распределительные центры самостоятельно могут заключать договоры с поставщиками, минуя звено дистрибьюторов и дилеров, что естественным образом сказывается на конечной цене товара;
– централизованный контроль над качеством продукции.
Качественно скоординированная система логистики в распределительном центре даёт возможность снизить затраты на каждом этапе от приёма товаров до распределения его по торговым точкам. В связи с этим, инвестиции по оптимизации логистики предприятия повышают рентабельность работы во много раз. И позволяет распределительному центру эффективно и результативно работать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникин, Б. А. Коммерческая логистика [Текст]: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – Москва: Проспект, 2017. – 432 с.
  2. Гаджинский, А. М. Логистика [Текст]: учебник / А. М. Гаджинский. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 420 с.
  3. Мясникова О. В. Распределительная логистика [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / О. В. Мясникова. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 382 с.
  4. Розина Т. М. Распределительная логистика [Текст]: учебное пособие / Т. М. Розина. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 319 с.
  5. Основы складской логистики: учебное пособие / Багинова В.В., Николашин В.М., Николаева А.И., Синицына А.С. -М .: МИИТ, 2010. – 86 с.
  6. ТОРГОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО. ДИСТРИБЬЮЦИЯ // http://umnikus.ru/distribusiya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *