Основы управления маркетингом в организации

1 Цель, функции и принципы управления маркетингом

В статье рассмотрены основы управления маркетингом в организации. Итак, под управлением маркетинга понимается анализ рыночной среды и внутренних возможностей организации, а также планирование, реализация и контролинг за проведением маркетинговых мероприятий согласно бизнес-задачам организации (получение и максимизация прибыли, повышение объема продаж, рост доли рынка и так далее). 

Получение эффективной прибыли и эффективности деятельности субъекта на рынке является главной целью управления маркетинга.

Для достижения цели управления маркетингом необходимо выполнение следующих функций:

  • организация и осуществление стратегий и программ маркетинга;
  • планирование маркетинга;
  • контроль и учёт маркетинговой деятельности;
  • экспертное отслеживание и регулирование поведения самой организации на рынке.

Система принципов управления маркетингом – совокупность конкретных правил освоения товарной ниши, поиск выгодных источников финансирования, формирования потребности покупателей и определения потенциала неудовлетворенного спроса.

Ключевые принципы управления маркетингом представлены на рисунке 1 [2].

Принципы управления маркетингом
Рисунок 1 — Принципы управления маркетингом

Источник : [2]

2 Основные элементы маркетинга

Основные элементы маркетинга представлены на рисунке 2.

Элементы маркетинга
Рисунок 2 — Элементы маркетинга

Рассмотрим кратко каждый элемент маркетинга.

Потребность. Можно сказать, что именно потребность составляет основу маркетинга. Под ней понимается нужда, которая приняла конкретную форму согласно культурному уровню и личности индивида. Здесь уместно рассмотреть пирамиду Маслоу. Американский психолог А. Маслоу выделяет 7 уровней человеческих потребностей [3]. Подробнее рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристика потребности

Наименование потребности Характеристика потребности
Физиология Насыщение едой, сон, отдых, жажда
Безопасность Защищенность, уверенность, стабильность, комфорт
Любовь, принадлежность Общение, внимание, забота, поддержка.
Потребность в уважении, признание обществом От осознания человеком, что его уважают и признают в обществе, зависит самооценка, его нужность и полезность обществу. Потребность реализуется за счет спортивных успехов, карьеры, творчества. 
Познание С самого рождения ребенок познает мир через прикосновения, пробует игрушки на вкус. У взрослого потребность в познании реализуется через желания путешествовать, религию, философию, чтение книг. Если не удовлетворять данные потребности, человек может впасть в депрессию.
Эстетические потребности Любовь, радость, гармони, красота
Самоактуализация Самоактуализация является высшим уровнем потребностей. Для развития личности необходимо реализовать поставленные цели, раскрыть заложенный в нем потенциал через творчество, работу или хобби, способности.

Спрос. Исходя из потребности, в обществе формируется спрос. Можно дать следующее определение, спрос – это желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Товар. Товаром является все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения потребностей. Продукт – это все, что может удовлетворять какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, организации, виды деятельности, идеи) [3].

Обмен. О.А. Козлова дает такое определение понятия, обмен — акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-то взамен [1]. Выделим следующие условия осуществления обмена:

  • минимум две стороны обмена;
  • каждая сторона имеет ценность, нужную другой стороне;
  • обоюдное желание сторон совершить обмен между собой;
  • свобода выбора – вступать в обмен или нет;
  • каждая сторона должна быть в состоянии осуществлять коммуникации и доставку своего продукта [3].

Сделка. Под ней понимается торговая операция между двумя сторонами, которая включает хотя бы два субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации. Условий сделки:

  • наличие двух и более ценностно-значимых объектов;
  • стороны сделки должны в устной или письменной форме дать согласие на ее реализацию;
  • согласованность времени и места сделки;
  • при легальной сделке ее условия, как правило, закреплены и находятся под охраной закона [3].

Рынок. Рынок в теории маркетинга понимается как: 1) совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей различных товаров и услуг; 2) место, реализации сделки (виртуальное (напр., интернет-магазины) или физическое (напр., магазин, рынок).

Таким образом, потребности преобразуются в конкретные желания с учетом денежных возможностей потребителя, трансформируются в спрос на рынке на конкретные товары и услуги. Далее осуществляется обмен между производителем и потребителем в виде определенной сделки. Роль маркетинга в этом ключе заключается в направлении экономики на удовлетворение потребностей конечных потребителей.

Список литературы

  1. Козлова О.А. Основы маркетинга: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. – 122 с.
  2. Кузьмина Е.Е. Маркетинг: учебник и практикум для СПО / Е.Е. Кузьмина. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 383 с.
  3. Мусиенко Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 383-386. — URL https://moluch.ru/archive/53/6990/ (дата обращения: 28.03.2020).
  4. Синяева И. М. Маркетинг: учебник / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова.- Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 495 с.
  5. Конкуренция в рыночной сфере АПК // http://umnikus.ru/category/%d1%83%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%b5%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%bc/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *