1 Цель, функции и принципы управления маркетингом
В статье рассмотрены основы управления маркетингом в организации. Итак, под управлением маркетинга понимается анализ рыночной среды и внутренних возможностей организации, а также планирование, реализация и контролинг за проведением маркетинговых мероприятий согласно бизнес-задачам организации (получение и максимизация прибыли, повышение объема продаж, рост доли рынка и так далее).
Получение эффективной прибыли и эффективности деятельности субъекта на рынке является главной целью управления маркетинга.
Для достижения цели управления маркетингом необходимо выполнение следующих функций:
- организация и осуществление стратегий и программ маркетинга;
- планирование маркетинга;
- контроль и учёт маркетинговой деятельности;
- экспертное отслеживание и регулирование поведения самой организации на рынке.
Система принципов управления маркетингом – совокупность конкретных правил освоения товарной ниши, поиск выгодных источников финансирования, формирования потребности покупателей и определения потенциала неудовлетворенного спроса.
Ключевые принципы управления маркетингом представлены на рисунке 1 [2].
Источник : [2]
2 Основные элементы маркетинга
Основные элементы маркетинга представлены на рисунке 2.
Рассмотрим кратко каждый элемент маркетинга.
Потребность. Можно сказать, что именно потребность составляет основу маркетинга. Под ней понимается нужда, которая приняла конкретную форму согласно культурному уровню и личности индивида. Здесь уместно рассмотреть пирамиду Маслоу. Американский психолог А. Маслоу выделяет 7 уровней человеческих потребностей [3]. Подробнее рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика потребности
Наименование потребности | Характеристика потребности |
Физиология | Насыщение едой, сон, отдых, жажда |
Безопасность | Защищенность, уверенность, стабильность, комфорт |
Любовь, принадлежность | Общение, внимание, забота, поддержка. |
Потребность в уважении, признание обществом | От осознания человеком, что его уважают и признают в обществе, зависит самооценка, его нужность и полезность обществу. Потребность реализуется за счет спортивных успехов, карьеры, творчества. |
Познание | С самого рождения ребенок познает мир через прикосновения, пробует игрушки на вкус. У взрослого потребность в познании реализуется через желания путешествовать, религию, философию, чтение книг. Если не удовлетворять данные потребности, человек может впасть в депрессию. |
Эстетические потребности | Любовь, радость, гармони, красота |
Самоактуализация | Самоактуализация является высшим уровнем потребностей. Для развития личности необходимо реализовать поставленные цели, раскрыть заложенный в нем потенциал через творчество, работу или хобби, способности. |
Спрос. Исходя из потребности, в обществе формируется спрос. Можно дать следующее определение, спрос – это желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товар. Товаром является все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения потребностей. Продукт – это все, что может удовлетворять какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, организации, виды деятельности, идеи) [3].
Обмен. О.А. Козлова дает такое определение понятия, обмен — акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-то взамен [1]. Выделим следующие условия осуществления обмена:
- минимум две стороны обмена;
- каждая сторона имеет ценность, нужную другой стороне;
- обоюдное желание сторон совершить обмен между собой;
- свобода выбора – вступать в обмен или нет;
- каждая сторона должна быть в состоянии осуществлять коммуникации и доставку своего продукта [3].
Сделка. Под ней понимается торговая операция между двумя сторонами, которая включает хотя бы два субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации. Условий сделки:
- наличие двух и более ценностно-значимых объектов;
- стороны сделки должны в устной или письменной форме дать согласие на ее реализацию;
- согласованность времени и места сделки;
- при легальной сделке ее условия, как правило, закреплены и находятся под охраной закона [3].
Рынок. Рынок в теории маркетинга понимается как: 1) совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей различных товаров и услуг; 2) место, реализации сделки (виртуальное (напр., интернет-магазины) или физическое (напр., магазин, рынок).
Таким образом, потребности преобразуются в конкретные желания с учетом денежных возможностей потребителя, трансформируются в спрос на рынке на конкретные товары и услуги. Далее осуществляется обмен между производителем и потребителем в виде определенной сделки. Роль маркетинга в этом ключе заключается в направлении экономики на удовлетворение потребностей конечных потребителей.
Список литературы
- Козлова О.А. Основы маркетинга: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. – 122 с.
- Кузьмина Е.Е. Маркетинг: учебник и практикум для СПО / Е.Е. Кузьмина. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 383 с.
- Мусиенко Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 383-386. — URL https://moluch.ru/archive/53/6990/ (дата обращения: 28.03.2020).
- Синяева И. М. Маркетинг: учебник / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова.- Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 495 с.
- Конкуренция в рыночной сфере АПК // http://umnikus.ru/category/%d1%83%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%b5%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%bc/